Allmini.ru

Алкоголь Элит
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как появилось; Советское шампанское

Как появилось «Советское шампанское»

Как появилось "Советское шампанское" 1Ананасы и рябчики, по мнению поэта Владимира Маяковского, считались едой буржуйской. Пожалуй, сюда можно отнести и шампанское вино, ведь оно всегда считалось напитком аристократии. Может показаться странным, но Советская власть не только не запретила его, но и дала указание разработать рецепт «Советского шампанского», которое было бы доступно всем слоям населения. Правда, технология производства значительно отличалась от французской.

Еще в двадцатых годах, после отмены «сухого закона» советские виноделы задумались над вопросом: как изготовить дешевое и «быстрое» игристое вино? Руководителем данного проекта был назначен Антон Михайлович Фролов-Багреев, имевшего большой опыт работы еще в царских виноградниках Абрау-Дюрсо. Именно Фролов-Багреев разработал технологию «ускоренной шампанизации», по которой срок изготовления вина значительно сокращался, а качество оставалось на достаточно высоком уровне.

Изобретение старого винодела не осталось без внимания властей, он получил за свои труды Орден Ленина, три Ордена Трудового Красного Знамени и Сталинскую премию. Но, в КПСС ученый вступил только в 1942 году в возрасте 65 лет.

Как появилось "Советское шампанское" 2Массовое производство «Советского шампанского» начинается в 1937 году. Производитель вина, Донской завод шампанских вин, был оснащен новейшим оборудованием фирмы «Шоссепье» (Франция). Дегустацию шампанского проводил лично Иосиф Виссарионович Сталин. Нарком пищевой промышленности Анастас Микоян вспоминал, что брют и сухое шампанское не особо понравились вождю народов. А вот полусладкое и сладкое он похвалил. С того времени «Советское шампанское» становится настоящим народным напитком, без которого невозможно было представить ни один праздник.

Несмотря на то, что называться «шампанским» может только вино, произведенное в области Шампань, советских виноделов этот факт не остановил. Существовала даже версия о том, что право на использование данного названия было даровано Францией еще царскому правительству, а значит, никакого «плагиата» нет. Убедительным примером является тот факт, что в 1975 году даже французская фирма «Моэт» приобрела право на изготовления вина по советскому рецепту.

В 1997 году французские виноделы еще раз пытались оспорить правомерность названия. Было принято решение о том, что название «Советское шампанское» должно быть написано только на русском языке на винах для внутреннего рынка. А для международной торговли используется название «ТМ Soviet Sparkling».

А сколько же стоило шампанское в Советском Союзе? После денежной реформы 1961 года – 5 рублей 50 копеек. Не слишком дешево, конечно, но на праздники советский народ мог себе такое позволить.

Краткая история шампанского и других игристых вин

история происхождения шампанского

Сразу оговоримся, что термин «Шампанское» официально может применяться только к белому игристому вину из французской провинции Шампань, однако это название уже давно стало именем нарицательным для всего «газированного вина», особенно на территории бывшего СССР, так что в данном материале мы иногда будем использовать термин согласно сложившейся традиции.

Определение

Чтобы называться игристым, вино должно содержать диоксид углерода, проще говоря – CO2, обычный углекислый газ, который попадает в напиток тремя путями:

  • естественным брожением в бутылках;
  • вторичным брожением в цистернах (метод Шарма);
  • искусственным насыщением газом (такие вина называются «искристыми»).

Первый способ самый дорогой и медленный, последний – самый дешевый и быстрый, соответственно, от метода производства зависит и цена за бутылку.

Истоки появления игристых вин

Судя по всему, история Шампанского началась еще в античности: тогда никто не знал, как вино становится игристым, насыщение напитка непонятными пузырьками приписывали и фазам луны, и даже проделкам богов. Впрочем, в трудах профессиональных энологов того времени никаких упоминаний «шипучки» нет.

В Средние века игристые вина считались безнадежно испорченным продуктом, их даже называли «дьявольскими». Было, от чего: природа пузырьков по-прежнему оставалась невыясненной, зато лопнувшая под воздействием возросшего внутреннего давления бутылка мало того, что приносила владельцу убыток, так еще и порождала цепную реакцию, в результате которой могло пострадать до 90% всех запасов погреба.

фото бутылки с шампанским

Изобретение прочной бутылки сделало шампанское безопасным напитком — риск пораниться осколками от взрыва бутылки сократился к минимуму

До изобретения мюзле – специальной проволочной уздечки для более надежной фиксации пробки – и прочного стекла (изготовленного в угольных печах, а не дровяных), такие происшествия были скорее правилом, чем исключением.

В 1662 году англичанин Кристофер Меррет прочитал доклад, в котором разъяснял, что вино начинает «играть» из-за сахара, и так насыщение алкоголя углекислым газом перестало быть делом случая и стало творением рук человеческих.

История Шампанского

Сегодня в это сложно поверить, но Шампанское не всегда было игристым: изначально так называлось кисловатое розовое вино из сорта Пино Нуар, которое делали преимущественно крестьяне. Появление Шампанского связано с климатическими особенностями региона Шампань: из-за низких температур зимой ферментация вина приостанавливалась, а весной после потепления возобновлялась, так и получалось вторичное брожение.

Документально зафиксировано, что уже в 1531 году во Франции было игристое вино (изготовленное «сельским методом» без добавления сахара), а в XVII веке пресытившиеся роскошью английские дворяне, желающие максимально отстраниться от простолюдинов, стали уделять французской «шипучке» повышенное внимание.

Семнадцатый век связан с именем дома Периньона – монаха, который якобы способствовал развитию игристых вин вообще и шампанского в частности. На самом деле, в обязанности достопочтенного бенедиктинца входило как раз обратное: он должен был бороться с дьявольскими пузырьками, из-за которых монастырь терпел убытки, а святые братья были даже вынуждены носить в винном погребе специальные железные маски, чтобы не пострадать от осколка внезапно лопнувшей бутылки. Впрочем, Пьер Периньон действительно значительно улучшил виноделие региона, придумал закупоривать вина особыми пробками и разработал множество технологий, актуальных до сих пор.

Читайте так же:
Обзор марок и видов вин Болгарии

фото памятника дому Периньону

Монах дом Периньон — «отец» шампанского

Как бы там ни было, в XVIII веке странное, пощипывающее язык и кружащее голову вино перестало быть персоной нон-грата и вошло в моду, а в 1870-х виноделы со всего мира съезжались во Францию, чтобы научиться шампанизации. В 1907 году был изобретен метод Шарма, значительно ускоривший и удешевивший естественный процесс насыщения углекислым газом. Сегодня игристые вина считаются признаком роскоши, богатства, непременным атрибутом праздника и любого торжества.

История игристых вин в России

Российские виноделы не отставали от европейских и охотно учились у французов шампанизации, так что уже в 1799 году в Крыму увидела свет первая официальная партия отечественных игристых вин, хотя, судя по записям современников, «шипучие вина» в том регионе были известны еще в 1711 году. Историю российских «шампанских» также связывают с именем князя Голицына, внесшего немалый вклад в развитие этой области производства.

Однако сам бренд «Советское Шампанское» появился в 1936 году, когда уже более-менее улеглись послереволюционные страсти и был отменен сухой закон. Со всей актуальностью встал вопрос: что пить простому пролетарию в конце рабочего дня, если он хочет культурно отдохнуть, и чем советские рабочие хуже западных «коллег»?

фото бутылки советского шампанского

Советское шампанское нельзя поставлять на экспорт

Так в СССР появился продвинутый метод Шарма по системе Фролова-Багреева (затем улучшенный до метода «непрерывного потока»), позволяющий провернуть весь процесс шампанизации за 3 недели, а с ним – и доступное (хотя и не очень изысканное) игристое вино для трудящихся. История «Советского Шампанского» была бы неполной без разговора о его названии.

Эта торговая марка не была закреплена за одним заводом и относилась ко всем игристым винам Союза: фактически из любого сорта винограда и изготовленным по любому методу.

В 1997 году правомерность имени была справедливо оспорена французскими виноделами, поэтому теперь термин «советское шампанское» можно встретить только в русском написании на винах для внутреннего употребления. Для международного рынка зарегистрирована марка «ТМ Soviet Sparkling», в дословном переводе – советское «сверкающее» или «искристое».

Франция

Кроме знаменитого Шампанского страна подарила миру и другие игристые вина.

  • Креман – вино из регионов за пределами Шампани, обладает легким «сливочным» вкусом (отсюда и название), изготавливается методом шампанизации.
  • Лиму – игристое родом из Лангедока.

Италия

С итальянскими игристыми винами связан забавный исторический курьез: в 1570 году некий врач из Брешии по имени Джироламо Конфорти написал целый трактат на латыни о феномене и свойствах вин «с искрой». Сам же алкоголь «с пузырьками» в Риме и сопредельных регионах появился гораздо позже – уже после развития французской технологии. Пока внятных объяснений этой нестыковке никто не дал.

Обратите внимание, «Спуманте» и «Фризанте» – это не названия марок, а степень «игристости» (сильная и слабая соответственно).

  • Асти – фактически, итальянский аналог французского Шампанского, в том смысле, что это вино – визитная карточка национальных «шипучек». Название, контролируемое по происхождению.
  • Просекко – легкое и недорогое игристое.
  • Ламбруско – красное «итальянское шампанское» с богатым букетом.
  • Франчакорта – вино «высшей лиги», дороже Асти. Название, контролируемое по происхождению.
  • Ольтрепо Павезе – элитное вино с категорией DOCG. Редко идет на экспорт.
  • Фраголино – знаменитый «клубничный компотик» не самого высокого качества.

Испания

Испанские виноделы, как и многие другие, тоже вдохновились опытом французов, и первое игристое вино, появившееся в 1872 году, как и следовало ожидать, называлось «шампанским».

В 1883-х годах от имени пришлось отказаться, так появилось «Эспумозо», ставшее впоследствии знаменитой Кавой (Cava).

фото испанского игристого вина

Кава — испанский представитель

Ребрендинг: оживить или закопать

1937 год. Скажу честно, когда я увидела бутылку, смысл происходящего дошел не сразу. Где-то на задворках моего сознания крутились какие-то смутные воспоминания… даты… события… 1937 год… Стоп. Не может быть… этого не может быть… просто не может быть…

Конечно, я, как и русский брендинг, а впрочем, и не только, видели всякое, но чтобы 1937 год на бутылку шампанского, да, того самого советского шампанского? Это, как мне кажется, перебор даже для нашей «креативной» индустрии. Что отмечаем, ребят, так и подмывало спросить создателей шедевра.

Обновленный дизайн бренда «Советсткое шампанское» />

Обновленный дизайн бренда «Советсткое шампанское» />

Обновленный дизайн бренда «Советсткое шампанское» />

Обновленный дизайн бренда «Советсткое шампанское»

Обновленный дизайн бренда «Советсткое шампанское»

Обновленный дизайн бренда «Советсткое шампанское»

Я задумалась…Как же так случается, что вместо обновления, а следовательно, свежего глотка воздуха, потока новой целевой аудитории и как результат — роста прибыли, мы получаем красивый и современный дизайн, здесь без претензий, но который несет в себе такие смыслы и понятия, которые способны разрушить не только бренд, но и целый бизнес.

Чтобы не показалось, что я преувеличиваю, приведу уже ставший хрестоматийным ребрендинг сока «Тропикана», стоивший компании PepsiCo примерно $27 млн, которые компания потеряла в первые 2 месяца продаж. Решив обновить бренд и его дизайн, компания выбрала самого именитого на тот момент креативного директора в США, тем самым, казалось бы, обеспечив себе гарантии качества и результат. И он, результат, не заставил себя долго ждать.

Ребрендинг сока «Тропикана», стоивший компании PepsiCo примерно $27 млн.

Казалось бы, в чем же дело? Новый дизайн действительно крут, выглядит минималистично и премиально. Но в этом, как оказалось, и есть суть проблемы. Видите ли, в чем дело, когда мы смотрим исключительно на картинку, мы оцениваем ее визуальные параметры, не вникая в те смыслы, которые несет в себе новая идентичность, а она, идентичность, была изменена критическим образом, так, что произошло изменение позиционирования бренда, которое и привело к финансовым потерям. Дело в том, что сок «Тропикана» позиционировался как альтернатива свежевыжатому соку, был рассчитан на средний уровень дохода, эдакий семейный продукт на каждый день, и его дизайн полностью соответствовал этой задаче: обратите внимание на простые и понятные элементы дизайна, яркие цвета, и самое важное — это символы. Как передать натуральность продукта? Правильно, самое верное — показать его в первозданном виде, что и демонстрировал старый дизайн сока, как бы говоря своему потребителю, что сок «Тропикана» — это все равно как пить сок прямо из сочного и спелого апельсина. Яркие и четкие элементы дизайна превосходно считывались периферийным зрением, что способствовало четкой идентификации бренда на полке среди огромного количества конкурентов. Но все изменилось после вмешательства именитого арт-директора. Новый дизайн обрел совершенно противоположные смыслы, став далеким и отстраненным, эдаким символом эстетства и особых случаев, другими словами, новый образ несет следующий смысл: сок только для избранных, для особых случаев. В новом дизайне нет ни единого намека на натуральность продукта, а скорее наоборот. Цвета, стеклянный бокал — все это формирует образ, далекий от ежедневного потребления натурального продукта, что противоречит позиционированию бренда, ценностям и ожиданиям целевой аудитории, которая как результат просто перестала замечать новый дизайн, что и привело к значительным финансовым потерям.

Читайте так же:
Французское шампанское и его особенности

Выходит, что дизайн — это нечто большее, чем просто красивая и привлекательная картинка? Да, это именно так.

Дизайн — это специальный код, который создается только с одной целью: донести необходимую информацию в сознание своей целевой аудитории и побудить ответную реакцию, желательно такую, чтобы она привела к кассовой зоне. Проникая в сознание потребителя, данный код разворачивается во внутренней картине мира потребителя и порождает целую гамму чувств: от полного безразличия до эйфории, направляя тем самым поведение потребителя. Что необходимо, чтобы дизайн был функциональным и продуктивным, а не разрушительным, как в случае с «Тропиканой»? Прежде всего необходимо понимать, кто ваша целевая аудитория и что находится в той самой картине мира вашего потребителя — каковы его ценности, ожидания, как и при каких обстоятельствах он приобретает ваш товар, кто оказывает влияние на принятие решения о покупке. Также необходимо понимать уровень его психического развития, образования, социального окружения, той социальной среды, которая формирует его стиль потребления. Зачем? Все просто.

Люди в зависимости от параметров, приведенных выше, по-разному интерпретируют поступающие им сигналы. Так, 1937 год для молодого поколения, может, и не значит ровным счетом ничего, но вот для более старших поколений, тех, которые попадают в ценовой сегмент продукта, эта дата является триггером, который возрождает в памяти события, которые связаны с болью, горечью и утратами, словом, все то, что хочется забыть… И здесь уж точно не до шампанского, как вы сами уже верно догадались.

Что же происходит в этот момент в сознании потребителя? Картинка возрождает в памяти эмоциональный фон, окрашенный негативно, что вступает в противоречие с той работой, которая должна быть сделана посредством шампанского: праздник и веселье. В итоге человек испытывает чувства вины и дискомфорта и будет стремиться поскорее избавиться от этого неприятного ощущения, обойдя стороной этот продукт. Более того, в его памяти останется тот негативный эмоциональный фон, который будет воспроизводиться каждый раз, когда продукт и бренд будут попадаться на глаза покупателю, тем самым лишь усугубляя и без того болезненное восприятие и отношение, которое уже сформировалось в прочную ассоциативную связь: советское шампанское — вина — боль — бежать… Вряд ли на такую реакцию рассчитывали владельцы торговой марки «Советское Шампанское».

Как избежать столь досадных недоразумений, которые могут стоить компании огромных финансовых потерь, репутации, а возможно, и жизни? Прежде всего необходимо осознать значение таких понятий, как бренд и дизайн. Понять, что бренд и дизайн — это не просто креатив и искусство, как это принято полагать в нашем бизнес-сообществе. Это язык, посредством которого происходит взаимодействие между конкретным бизнесом и целевой аудиторией. Язык, который управляет поведением потребителя. И результат этого общения напрямую зависит от толмача, простите, бренд-дизайнера. Нужно помнить, что психика и поведение человека — это сложный конструкт, и для того, чтобы иметь возможность взаимодействия с ним и уж тем более управления им, необходимо как минимум иметь базовые представления о данном феномене. Нужно знать, что толмач должен быть носителем исторического наследия и культурного кода того языка, на который он переводит. Это я к повсеместному увлечению западными агентствами, как вы помните: что для русского хорошо, то для немца, англичанина, француза, список можно продолжить до бесконечности, — смерть.

И последнее: мы живем в так называемую цифровую эпоху, которая отличается количеством информации, прилетающей в наше сознание и нарушающей личное пространство. Это ведет к критическому изменению нашего поведения, выраженного в сужении восприятия и стремлении ограничить контакт с внешней средой. Так, например, средний контакт с посланием компании или бренда длится около 1 секунды, и дизайн, при условии, что он несет в себе нечто большее, чем просто бессмысленный набор слов и изображений, оказывается единственным способом взаимодействия с потребителем. Вы уверены, что ваш бренд говорит именно то, что вы хотели сказать?

Советское шампанское

Сове́тское шампа́нское — марка игристого вина, производимого по резервуарному методу (метод Шарма) в СССР начиная с 1937 года, устоявшийся бренд на рынке алкогольной продукции СССР, а затем и стран СНГ. В СССР эта марка применялась к продукции всех заводов, выпускающих игристые вина.

Содержание

История [ править ]

В 1924 году, после отмены «сухого закона», советское правительство, возглавляемое Алексеем Рыковым, поставило перед отечественными виноделами сложную задачу: сделать такое игристое вино, которое бы стало доступно самым широким слоям трудящихся. Соответственно, напиток должен быть массовым, сравнительно дешёвым и «быстрым» в приготовлении.

Читайте так же:
Обзор вина кагор

Исполнением решения Совнархоза занялся известный химик-шампанист Антон Михайлович Фролов-Багреев, который большую часть жизнь посвятил развитию российского, а затем и советского виноделия.

Ещё в 1923 году Северокавказский винодельческий трест послал Фролова-Багреева на два месяца в Германию и Францию для ознакомления с новейшими достижениями в виноделии. В 1924 году его приглашают для организации мадерной камеры в Новочеркасске. В 1926 году учёный получает звание профессора, а в 1930 году избирается профессором кафедры виноделия Краснодарского института специальных технических культур. Одновременно Фролов-Багреев продолжает возглавлять шампанское производство в Абрау-Дюрсо. В 1936 году он становится действительным членом ВАСХНИЛ и направляется в свою последнюю заграничную командировку в Германию, Францию и Италию.

После огромного числа опытов и экспериментов Фролов-Багреев создал свой усовершенствованный (по сравнению с предшественником — профессором Момене, изобретшем в 1859 году акратофор (от греч. akratophoros — «сосуд для чистого вина») и соответствующую технологию) — аппарат для производства игристых вин, который сегодня известен под названием «Акратофор системы Фролова-Багреева». Он представляет собой вертикальный стальной цилиндр емкостью 5000 или 10000 литров (бывают и малые акратофоры — на 350 и 500 л.), состоящий из двух частей, соединенных фланцами со сферическим днищем и крышкой. Внутри акратофор покрыт эмалью, снаружи имеет три различные по высоте рубашки для охлаждения циркулирующим в них рассолом шампанизируемого вина с целью замедления брожения. В отличие от классического способа производства игристых вин, при акратофорном (или резервуарном) методе, вторичное брожение происходит в течение 25-27 суток, когда процесс останавливают, путём снижения температуры, после того, как давление в резервуаре достигнет величины около 5 атмосфер. Далее охлажденный продукт выдерживается некоторое время на холоде, а затем разливается по бутылкам через мелкопористый фильтр под давлением углекислоты (частично — собственной, частично — вводимой в резервуар из баллона). При таком методе весь процесс происходит приблизительно в течение месяца.

28 июля 1936 года на заседании Политбюро, при личном участии Сталина, было принято Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О производстве „Советского шампанского“, десертных и столовых вин», предусматривающее строительство заводов по производству шампанских вин на территории крупнейших городов СССР. Экономика решения обосновывалась просто — виноматериалы транспортировать в разы выгоднее, чем перевозить по стране готовую продукцию, возможное снижение качества вин на тот момент не сильно тревожило руководство. И уже в том же году испытания нового резервуарного метода прошли на Донском заводе шампанских вин (ныне Ростовский комбинат шампанских вин). [1]

В 1937 году с конвейера Донского завода шампанских вин, оснащённого технологическим оборудованием французской фирмы «Шоссепье» сошла первая бутылка «Советского шампанского». В 1938 Фролов-Багреев утверждается главным шампанистом треста Главвино СССР.

Следующим этапом стал введенный в строй, уже на полностью отечественной технологической схеме, в 1939 году Горьковский (ныне — Нижегородский) завод шампанских вин, где установили 22 акратофора системы Фролова-Багреева. Переход на отечественную технологию и аппаратуру, которые существенно отличались от зарубежных (брожение и охлаждение шампанизированного вина осуществляется в одном и том же аппарате) и в научно-техническом отношении значительно превосходили их, позволил существенно улучшить качество шампанского и значительно сократить производственные потери. В дальнейшем все заводы шампанских вин резервуарного способа производства строились с установкой отечественного технологического оборудования. В 1940 году на мощностях Ростовского, Харьковского и Авчалахского заводов было произведено 3,8 млн бутылок шампанского. В 1942 году, за разработку и широкое внедрение в промышленность новых технологий и аппаратуры производства шампанских вин резервуарным способом, А. М. Фролов-Багреев удостоен Сталинской премии.

Сбор винограда, выращиваемого в Молдавии, Украине, Грузии и среднеазиатских республиках и для производства Советского шампанского, для шампанских виноматериалов проводился при достижении его технической зрелости, при этом строго соблюдались кондиции по содержанию сахара (16—19 %) и титруемой кислотности (8—11 г/л). Приготовлялось советское шампанское по единой рецептуре. На заводах шампанских вин виноматериалы различных сортов объединялись в крупные партии (ассамбляжи), подвергались технологической обработке, затем купажировались — получалось гармоничное, высококачественное вино для шампанизации (вторичного брожения). Укупоривалось специальными пробками из коры или из полиэтилена. Горлышко бутылки отделывалось фольгой. Перед употреблением советское шампанское должно было быть охлаждено до 10°.

После Великой Отечественной войны [ править ]

Первыми заводами, которые после войны начали выпуск советского шампанского, были Московский завод шампанских вин (сейчас ОАО «Корнет») и Ленинградский государственный завод шампанских вин (ныне ЗАО «Игристые вина», Санкт-Петербург).

В дальнейшем советские ученые и шампанисты продолжили работу над оптимизацией технологии производства «Советского шампанского». В 1953 году профессором Г. Г. Агабальянцем в соавторстве с коллегами был предложен способ шампанизации вина в непрерывном потоке. Суть нового метода заключалась в том, что процесс вторичного брожения происходит уже не в закрытом резервуаре, а в потоке — системе из 7-8 последовательно соединенных крупных металлических резервуаров-акратофоров, с одной и той же заданной скоростью и при постоянном давлении. Метод «в непрерывном потоке» был внедрен в производство в 1954 году, он снизил стоимость каждой бутылки вина на 20 %, и, как считают отечественные шампанисты, повысил качество напитка — он стал более пенистым и игристым, также увеличилась его стойкость к помутнению.

Первыми заводами, которые выпустили «Советское шампанское» в непрерывном потоке, были Московский завод шампанских вин и Ленинградский государственный завод шампанских вин. В 1970-х годах на трех десятках заводов выпускали уже 249 млн бутылок в год.

Лицензию на производство игристого вина по советскому методу в 1975 году приобрела даже старейшая фирма-производитель шампанского — французская «Моэт». [2]

Читайте так же:
Вино Алиготе и его особенности

За научную разработку и внедрение способа производства игристых вин в непрерывном потоке с автоматизацией технологического процесса Г. Г. Агабальянцу, А. А. Мержаниану и С. А. Брусиловскому в 1961 году была присуждена Ленинская премия.

Современность [ править ]

Сегодня [когда?] как «Советское» так и «Российское шампанское», согласно ГОСТам, может быть произведено разными способами: классическим, резервуарным и методом брожения в непрерывном потоке. Однако, большая часть «Советского шампанского» изготавливается именно методом непрерывного брожения в потоке. [источник не указан 1714 дней]

Сейчас [когда?] производственные мощности заводов России могут обеспечить выпуск шампанского в объеме 220 млн бутылок ежегодно, из них более 3 млн бутылок классическим способом. [источник не указан 1714 дней]

По статистике, россияне отдают предпочтение полусладкому шампанскому — его покупают около 50 % населения. 30 % выбирают полусухое и лишь 20 % — брют.

В начале 2016 года на Украине шампанское попало под закон о декоммунизации и его название было изменено на Советовское [3] .

Сорта [ править ]

Производство «Советского шампанского» определяет ГОСТ 13918-88.

По содержанию сахара «Советское шампанское» подразделяют на:

  • брют — не более 1,5 г/100 см³
  • сухое — от 2,0 до 2,5
  • полусухое — от 4,0 до 4,5
  • полусладкое — от 6,0 до 6,5
  • сладкое — 8,0 до 8,5
  • специальных наименований — от 2,0 до 6,5

Титруемая кислотность — 7,5 г/л (6,0 для Сладкого)

Объемная доля спирта в «Советском шампанском» должна составлять 10,5—12,5 %.

Белое советское шампанское — цвет от светло-соломенного с зеленоватым оттенком до золотистого, аромат очень тонкий, хорошо выраженный, фруктовый с «подсолнечными и конопляными» тонами. Для производства советского шампанского использовались сорта винограда, дающие высококачественные виноматериалы с определёнными кондициями. К таким сортам относятся: Пино чёрный, Пино белый, Пино серый, Шардоне, Траминер, Совиньон, Мускат белый, Сильванер, Рислинг, Алиготе, Каберне. Кроме этих сортов, в отдельных винодельческих районах применяются и местные сорта.

Красное советское шампанское — цвет гранатовый, в аромате был выражен сортовой аромат винограда, из которого были приготовлены виноматериалы (сортов Каберне, Матраса, Тавквери, Арени). Красные виноматериалы приготовлялись по общепринятой технологии для красных столовых вин.

Торговая марка [ править ]

Сама марка «Советское шампанское» была разработана в 1928 году Совнархозом и применялась абсолютно ко всей продукции комбинатов шампанских вин бывшего Советского Союза.

Однако, с точки зрения международного права правомерность существования названия «Советское шампанское» является спорной, так как согласно международным конвенциям шампанским может называться только вино, виноград для которого выращен во французской провинции Шампань [4] .

В 1969 году был зарегистрирован товарный знак Soviet Sparkling («Советское игристое»), под которым «Советское шампанское» экспортировалось на Запад.

В 1997 году РФ признала исключительное право Франции на товарный знак «шампанское».

4 марта 2004 года Федеральное казенное предприятие (ФКП) «Союзплодоимпорт» (правопреемник Всесоюзного внешнеторгового объединения «Союзплодоимпорт») получило свидетельство о регистрации товарного знака «Советское» в 33-м классе (вино) на территории России. При этом название «Советское шампанское» может существовать только на русском языке, латинскими буквами писать это слово на этикетках запрещено международными правилами в области виноделия. Тут же «Союзплодоимпорт» предложило производителям заключить лицензионный договор на право использования данного товарного знака и платить роялти с каждой выпущенной бутылки, но многие шампанисты восприняли регистрацию такой марки за одной компанией как неправомерную (по их мнению, «Советское шампанское» — это не торговая марка, а ГОСТ, определенная рецептура игристого вина, выпуск которого не привязан в сознании потребителей к конкретной компании [5] [неавторитетный источник?] ) и многие предприятия просто отказались от выпуска «Советского шампанского» и перешли на производство игристых вин под собственными брендами, а также маркой «Российское шампанское» (на 10-12 крупнейших заводов в России к концу 2004 года с «Союзплодоимпортом» заключено лишь 8 договоров).

Что пили в Советском Союзе по праздникам и в будни

23 февраля знаменито не только днем защитника Отечества, 23 февраля 1881 года в Самаре началось производство ставшего уже легендарным «Жигулевского» пива. Рецепт его изготовления, предложенный австрийским дворянином Филиппом фон Вакано, дожил до нынешних дней. Громадной популярностью в стране пользовались и более крепкие напитки. Некоторые из них достойно представляли Советский Союз на международном рынке.

«Жигулевское»

В свое время Маяковский написал: «Нами оставляются от старого мира только папиросы «Ира». И оказался не вполне прав – от старого мира до настоящего времени дожил популярный пивной бренд «Жигулевское».
Строго говоря, выпускавшееся в Самаре австрийцем Филиппом фон Вакано с 1881 года пиво называлось «Венским». Но в 1934 году, оставив прежнюю рецептуру и технологию изготовления, ему присвоили другое название. Произошло это после визита в Самару наркома пищевой промышленности А.И.Микояна. «Почему у пива какое-то буржуазное название? – возмутился он. – Давайте назовем «Жигулевским».
Надо сказать, что это название лежало на поверхности. Потому что Товарищество «Бр. Вакано, Боярский и Фарбер» давно уже кануло в небытие, и пиво варилось на Государственном Жигулевском пивоваренном заводе.
До революции пиво получило 15 медалей международных выставок. Оно поставлялось не только в российские города, но и за границу. Самарский завод занимал третье в стране место по объему выпускаемой продукции.
После революции «Жигулевское» пиво постепенно вытеснило на периферию все остальные сорта пенного слабоалкогольного напитка, которым история отвела менее 10 процентов рынка. В СССР «Жигулевское» производили 735 заводов. При этом, несмотря на утвержденный ГОСТ на эту марку, качество напитка рознилось.
В постсоветский период ОАО «Жигулевское пиво» попыталось стать единоличным владельцем права на бренд. Однако эта попытка успехом не увенчалась. Поэтому сейчас ни о каком соблюдении изначальной рецептуры «Жигулевского» говорить не приходится.

Читайте так же:
Обзор шампанского Мондоро

«Столичная»

Если «Жигулевское» было внутренним брендом, то слава водки «Столичная» перешагнула рубежи страны. Она до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире, входя в пятерку самых популярных интернациональных водочных брендов. При этом на внутреннем рынке «Столичная» проигрывала «Московской особой», что объяснялось разницей в цене, пусть и незначительной, а также более простой технологией изготовления «Московской особой».
«Столичная» появилась в послевоенное время. Первоначально ее делали на Московском ликероводочном заводе (ныне – «Кристалл») по рецепту Виктора Григорьевича Свириды. Для изготовления используется этиловый спирт из зернового сырья высшей очистки, подвергаемый длительной обработке активированным углем и специальной четырехкратной фильтрации. Для смягчения вкуса добавляется небольшое количество сахара.
В 50-е годы «Столичная» начинает выходить на мировой уровень. На ряде международных выставок дегустаторы ставят ее выше популярной на тот момент водки «Smirnoff». В некоторых странах, например, в Великобритании, «Столичная» становится более популярной, чем финская водка и шведский «Абсолют». А американцы из водок предпочитают именно «Столичную».
К производству этой водки подключилось множество советских заводов. Однако достать ее в магазине было не столь просто, поскольку в больших объемах она продавалась за границу для получения необходимой государству валюты. Но присутствие «Столичной» на праздничном столе считалось обязательным, поэтому мужское население безропотно выстаивало длинные очереди.
Большим достоинством бренда являлся оригинальный дизайн этикетки, на котором изображена гостиница «Москва». Ее автором был Андрей Борисович Иогансон – сын советского академика живописи Бориса Владимировича Иогансона, автора картин «Допрос коммунистов» и «Выступление В.И.Ленина на 3-м Съезде комсомола». Андрей Иогансон был прекрасным рисовальщиком и к тому же «знал душу напитка». Приходя регулярно в пивную на Верхней Масловке, где располагался городок художников, он рисовал на клеенке муху в мельчайших подробностях. Всякий входящий, хлопал ее ладонью, принимая за живую.
Что же касается настоящего момента, то со «Столичной» наблюдается то же самое, что и с «Жигулевским» — каждый производитель привносит в рецептуру что-то свое.

«Советское шампанское»

Новый год в Советском Союзе был немыслим без «Советского шампанского», как советская власть без электрификации всей страны. В связи с громадной потребностью в этом «ритуальном» игристом напитке, постоянно совершенствовалась технология изготовления для уменьшения его себестоимости и сокращения производственных циклов.
Классический способ изготовления шампанского, изобретенный во Франции, для советской действительности был абсолютно непригоден. Потому что процесс занимал более года. В начале 20-х годов профессор-винодел Антон Михайлович Фролов-Багреев изобрел акратофор – резервуар из нержавеющей стали, в котором совмещены первичное и вторичное брожение вина. За счет этого удалось сократить время получения игристого вина до 40 дней. За это изобретение Фролов-Багреев был удостоен Сталинской премии.
В 1936 году Политбюро приняло постановление о начале массового производства игристого вина под названием «Советское шампанское». Его первые бутылки сошли с конвейера Донского завода шампанских вин в 1937 году. Современное оборудование начинает внедряться и на других заводах Советского Союза, и совсем скоро «запросы советских трудящихся» по части игристого напитка были полностью удовлетворены.
После войны Ленинскую премию по совершенствованию метода получил профессор Краснодарского института пищевой промышленности Георгий Герасимович Агабальянц. Он предложил способ шампанизации вина в непрерывном потоке. Усовершенствование касается вторичного брожения, которое происходит не в закрытом резервуаре, а в системе из 8 последовательно соединенных крупных металлических резервуаров-акратофоров, с одной и той же заданной скоростью и при постоянном давлении. При этом и процесс ускорился, и снизилась себестоимость производства. А также, как считают отечественные шампанисты, улучшилось качество напитка – повысилась его пенистость и игристость. Именно такое «Советское шампанское» пьем мы и по нынешний день. И что интересно, пьют его даже и за границей – в 1975 году компания «Моэт», всемирно известный производитель шампанского, купила лицензию на технологию «непрерывного потока».
«Советское шампанское» выпускается различных сортов в зависимости от содержания в нем сахара. Наибольшей популярностью пользуется полусладкое шампанское.

Портвейн

Советский портвейн – это повседневный массовый напиток, который не имеет четких характеристик. Одно можно сказать однозначно: если между советским и французским шампанским можно обнаружить какие-то родственные связи, то советский портвейн в своем подавляющем большинстве ни имел ничего общего с португальским портвейном. И называли его примерно так же, как и продукцию ВПК – «Изделие № …». То же и портвейны: 13, 15, 26, 33, 72, 777. В московском регионе наибольшее хождение имели портвейны № 33 и № 777 — незабвенный «Три семерки» иже «Три топора».
Родиной «Портвейна 777» был Азербайджан. Изготавливали его из самых дешевых виноматериалов с добавлением спирта. Самые совестливые производители подсыпали в эту смесь немного дубовых стружек. После чего смесь нагревалась, перемешивалась, фильтровалась и разливалась в бутылки объемом 0,7 литра. Вскоре эта технология была распространена на весь великий Советский Союз. К популярному в народе напитку можно предъявить массу претензий. Справедливости ради надо сказать, что изготавливался он с соблюдением санитарных норм и неспособен был причинить ощутимый вред здоровью при умеренном потреблении. Чего не скажешь о теперешних суррогатах, именуемых портвейнами. Себестоимость их сведена к минимуму за счет полного исключения фазы брожения – спиртом разбавляют обычный сок.
Однако существовали и существуют и поныне исключения. И в Советском Союзе, и сейчас изготавливались и весьма достойные крепленые вина. К таковым, например, относятся портвейны винодельческого комбината «Массандра», которые порой удостаиваются наград международных выставок.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector